Маленький гений

Маленький гений…общения

 Ну что же ты? Давай!.. Иногда ребенка искусственно подталкивают к общению. И не дождавшись видимых проявлений активности (игр и разговоров с другими детьми или взрослыми), вешают ярлык: он у меня такой не общительный. Действительно ли это так и что же такое — навык общения? Дети по-разному общаются с другими детьми и взрослыми. Иногда родители переживают, что сын или дочка не хотят разговаривать с другими детьми: стоят в сторонке, не принимают участия в играх, предпочитают наблюдать за всеми из своего «уголка».

 Однако общение не сводится к непосредственному контакту между детьми, или детьми и взрослыми. Важная часть общения — процесс восприятия и ориентировки в ситуации, в личности тех, с кем предстоит непосредственный контакт. У взрослого этот этап коммуникации длится секунды, у малыша он нередко растягивается во времени. Или весь процесс общения видоизменяется, совмещая наблюдение за ситуацией и пассивное участие в происходящем.

 Общительный ребенок?..

 Ребенок прячется за маму, отказывается взаимодействовать с другими детьми. Или играет в сторонке, краем уха отслеживая происходящее. Все это ситуации, когда родительское беспокойство поднимает голову: а что если у меня не общительный ребенок? Мама или папа, волнуясь за будущее своего чада, пытаются исправить ситуацию: берут за ручку, вводят в игру, подсказывают ребенку правильное с их точки зрения поведение. Или сообщают окружающим про "необщительность" малыша, тем самым оправдывая возможные особенности поведения ребенка.

 А вот тут стоп.

 Чаще всего никаких "особенностей" нет. Чтобы раскрыть "общительный" потенциал ребенка, можно начать с себя. Понять, что беспокойство и волнение идет от взрослого. Дети с их пластичной психикой, как камертон, в конкретной ситуации общения настраиваются и выбирают наиболее комфортную для них модель поведения. Иными словами, не нужно чинить не сломанное и сразу предпринимать какие-то действия. Наблюдайте. Делайте выводы. И очень скоро вы увидите: ребенок общается и накапливает свой уникальный опыт взаимодействия. Все увереннее завязывая знакомства, не стесненный рамками и "ярлыками".

 Общительный ребенок!

 Но что-то делать все-таки можно? Разумеется! С пониманием того, что ребенок имеет право общаться в его собственном ритме.

 1. Отменить запрет на чувства. Покажите малышу, что вы готовы слушать и принимать его переживания.

 2. Создавать ситуации общения, ненавязчиво поддерживая ребенка.

 3. Активно  слушать  малыша.  «Возвращать»  ему  в  беседе  то,  что  он  вам  поведал,  при  этом  обозначив  его  чувство.  На  жалобу  ребенка  «Он  отнял  мою  машинку!»  ответить  не  привычное  «Поиграет  и  отдаст»,  а  кажущееся  немного  неестественным «Ты  очень  огорчен  и  рассержен  на  него  за  это».

 Так ребенок быстрее выйдет на контакт со сверстниками. Без усилий со стороны родителей. Кроме того, такое общение дает больше возможностей для развития эмоционального интеллекта.

 Эмоциональный интеллект — что это и зачем он вашему ребенку?

 Эмоциональный интеллект – это не про IQ, это про умение управлять своими чувствами и распознавать чувства других людей. А начинается его воспитание с возможности эти чувства выражать. Взрослый учит ребёнка, что нет «хороших» и «плохих» эмоций. Грустить, злиться, бояться совсем не стыдно, надо просто научиться выражать эти чувства адекватным способом. Запретны не чувства, а некоторые способы их выражения: например, нельзя причинять вред другим людям.

 И чем старше ребёнок, тем больше у него в арсенале способов выражения чувств.

 Родителям тоже порой не хватает эмоциональных способностей в общении с детьми, ведь многих воспитывали в своё время совсем иначе.

 К примеру, два дошкольника: Миша и Петя. Они сидят перед процедурным кабинетом в поликлинике. Мишу родители постоянно одёргивают: «не реви, как девчонка», «бояться глупо, это всего лишь укольчик», «ты нам все нервы вымотал». А с Петей родители разговаривают и обсуждают и его чувства и свои: «Тебе страшно и неприятно. Я тоже не люблю ходить в больницу. Я тебе помогу перетерпеть укол, посижу рядом и подержу за руку».

 У кого из детей будет больше шансов развить свой эмоциональный интеллект?

 И в детском саду, и в школе эмоционально развитые дети  более дисциплинированны, контактны, быстрее ориентируются в любой ситуации, понимают свои интересы, умеют слушать и слышать педагога и других детей. Значит, и в познавательной деятельности они активны и успешны.

 Эмоционально развитым детям проще привыкнуть к новой обстановке, коллективу. У них меньше тревожности. Общительные дети умеют находить компромиссы и с ними многие хотят дружить.

 Родителям важно понять, что учёба, развивающие занятия, кружки работают на интеллект рациональный. А как поощрять эмоциональный?

 Детям важно много играть, особенно с другими детьми. Пусть у ребёнка будет на это время.

 Важно быть в душевном контакте с родителями, не бояться рассказывать им обо всём и свободно выражать свои эмоции.

 Чтение книг и просмотр хороших фильмов, мультиков очень помогает воспитанию чувств: через опыт героев ребёнок проживает многие ситуации и видит разные способы реагирования на них.

И конечно важную роль в развитии эмоционального интеллекта ребёнка играют родители. Эмоциональные реакции, поступки, модели поведения, отношение к жизни – ребёнок «срисовывает» с нас. Поэтому здесь, как нигде, работает принцип: демонстрируй сам то, чего желаешь добиться от детей.